Главная/Новости/Новости компании/Видимые и невидимые «Властительницы Евразии»: о выдающихся женщинах казахской степи

Видимые и невидимые «Властительницы Евразии»: о выдающихся женщинах казахской степи

mini_afisha05.jpg

manshuq.com от 07.06.2021

Скольких известных женщин из истории Казахстана вы можете назвать? Наверняка в разы меньше, чем ханов, биев и батыров. А на самом деле их немало – утверждает журналист Айнур Мазибаева и рассказывает о некоторых из них в новом материале специально для Manshuq. Кстати, скоро можно будет увидеть фильм, посвящённый сильным и ярким женщинам казахской степи (Айнур – соавтор этого фильма).

Айнур Мазибаева

Однажды я случайно увидела и прочитала книгу о правительницах тюрко-монгольских государств XIII-XIX веков. К моему удивлению, их было очень много, больше двух десятков героинь. Любопытно, что эти женщины были представлены во власти в, казалось бы, самые неподходящие для этого времена – в Монгольской империи, во времена Золотой орды, периоды создания и исчезновения Казахского ханства.

После мы с моей коллегой и подругой Айгуль Черендиновой изучили и другие источники, где обнаружили новых героинь. Оказывается, в истории Степи (и мусульманских государств в мире) столько ярких, интересных, сильных и противоречивых женщин! А нам в школе, вузах, фильмах, телепроектах или культурных госпрограммах НИЧЕГО про них не рассказывают. Почему?

При этом на наших глазах разрастается пантеон ханов, биев, батыров, акынов.

Конечно, это дело нужное и понятное, ведь надо на что-то опираться после 70-летнего советского эксперимента над национальным самосознанием, но при этом складывается представление, что центральной фигурой в кочевом обществе древности и Средневековья был только мужчина.

Если спросить казахстанцев о выдающихся предшественницах, многие вспомнят разве что полумифическую Томирис, героинь Великой Отечественной войны Маншук Маметову и Алию Молдагулову, а кто-то, возможно, ещё назовёт бабушек-воспитательниц Абая и Чокана. И всё! Между тем археологические находки, миниатюры, памятники, документы, хроники показывают не столь однозначную гендерную картину истории. Вот из этого клубка открытий, удивления, раздражения, недоумения, любопытства и родилась идея снять документальный фильм с рабочим названием «Властительницы Евразии». От студии «Мерген» мы с Айгуль подали сценарную заявку, выиграли конкурс и при содействии Государственного центра по поддержке национального кино снимаем большой документальный проект с различными локациями, историческими персонажами, интервью с учёными и творческими экспериментами.

География съёмок обширная, но я расскажу о двух поездках. На север Казахстана в маленькое село Сырымбет (Кокшетауская область) мы приехали в музей-усадьбу, где в начале XIX века жила женщина, которую царские власти именовали «казахской ханшей Айганым Валиевой». В Казахстане же она больше известна как бабушка первого казахского учёного Чокана Валиханова. Местные жители всё время удивлялись, почему мы не снимаем какого-нибудь мальчика в роли юного Чокана, пока я не заметила, что у Айганым вообще-то была своя собственная жизнь до того, как она стала бабушкой. Знаменитый казахстанский академик Алькей Маргулан описал ханшу Айганым как умную, дальновидную и весьма образованную женщину.

В романе Ильяса Есенберлина «Хан Кене» есть упоминание о том, как «молодые гвардейские офицеры наперебой ухаживали за прекрасной кайсацкой ханшей, неожиданно появившейся при дворе и оживившей общество.

Семидесятилетний муж её Вали-хан днями и ночами не вставал из-за зелёного стола, играя со столь же престарелыми сенаторами».

В юном возрасте Айганым выдали замуж за пожилого чингизида (хана Вали из Среднего жуза (1741-1821 гг.), она стала его младшей женой (как сегодня сказали бы, токал). Родила девятерых сыновей, четверых из которых рано похоронила. Потом она овдовела и не стала скромно доживать свой век, а активно взялась за самореализацию. Айганым постепенно превратилась в матриарха большой семьи, стала авторитетной персоной в Омском крае, вела дипломатическую переписку и при её участии на территории Среднего жуза создавался Кокшетауский округ. Она помогала учёным, инженерам, геодезистам.

Муж Айганым, как сегодня сказали бы, придерживался пророссийского курса, и вдова хана не только осталась лояльной царским властям, но и сумела добиться всяческих преференций. За счёт казны ей построили усадьбу и мечеть, помогли перейти на оседлый образ жизни, обучили её людей хлебопашеству, дали сыновьям и внукам образование и должности. Интересно, что всё это происходило на фоне процесса вхождения казахов под протекторат Российской империи и упразднения ханской власти. Как заметил в интервью нашему проекту российский историк Роман Почекаев, ханша Айганым Валиева сумела сохранить для себя и своих потомков хотя бы часть той власти, которой лишились те казахские ханы и султаны, когда встали на путь открытого сопротивления российским преобразованиям в Степи. В нашей картине мы изучаем и то, какую цену пришлось заплатить ханше за свой политический курс и жизненный выбор.

30576_img-0-0_1623002567

Съёмки в музее-усадьбе «Сырымбет»

Другая командировка была в Самарканд. На рубеже XV-XVI веков здесь жила женщина, которую некоторые назвали бы казахской царевной. Звали её Михр-Султан-Ханум (в разных источниках упоминают как Михрбон (Михрибон)-хонум и Михри-хонум), она была дочерью хана Бурундука (он правил около 1470-1511 гг.) и, чтобы было совсем понятно, это внучка одного из основателей Казахского ханства (хана Керея). Как принято в любой королевской семье, ей устроили политический брак, она стала старшей женой старшего сына Мухаммада Шайбани-хана, основателя Бухарского ханства. А дальше, как в «Игре престолов»: заговоры, войны, клановые разборки, взлёт и падение династии Шайбанидов. При этом кочевница Михр-Султан-Ханум не только сумела приспособиться в оседлой среде, но и проявила смётку и практицизм, более характерные не для средневековой принцессы, а для современной бизнес-леди. Не раскрывая всех перипетий жизни степнячки, замечу, что из той же «Игры престолов» по духу ей соответствует Королева шипов, то есть Оленна Тирелл, умнейшая глава дома Тиреллов.

Какими на самом деле были степнячки? Что значит сегодня быть казашкой? И при чём здесь наше вековое прошлое? У нас, авторов фильма, нет чётких ответов, но мы постоянно исследуем, сравниваем и наблюдаем. Да, я привела в пример аксуйе́к, степных аристократок, но это лишь часть историй, и на самом деле кочевницы, обладая определённой свободой, правами и обязанностями, в разные века реализовывали свою власть самыми разными способами. И я уверяю вас, что большинство выдающихся личностей вряд ли реализовались, если бы следовали стандартам, которые декларируют учебные заведения, ратующие за нравственное воспитание казахских девушек. Хотите пример? В одном из региональных вузов преподают «Этнопедагогику». Разбирая национальный характер, авторы предмета указывают среди требований к джигиту мудрость, отвагу, лидерские качества и умение управлять страной, а от девушки ожидаются лишь учтивость, женственность, заботливость и милосердие, стойкость в трудностях.

Как история средневековых кочевниц связана с современными гендерными процессами? Я попросила поделиться размышлениями мою коллегу и соавтора Айгуль Черендинову, и вот, что она говорит:

«Раз уж мы начали с личных мотивов, которые подтолкнули нас к созданию фильма, то я должна сказать, что меня всегда волновали вопросы гендерного равенства. Почему так много насилия в адрес женщин? Почему они боятся обращаться за помощью? Почему положение невесток (келiн) в некоторых казахских семьях просто ужасающее? Почему моя мама терпела всю жизнь супруга-абьюзера?

И, в конце концов, как воспитать свою дочь, чтобы она была сильной, смелой, самодостаточной личностью?

Втянувшись в изучение исторических и литературных источников, долго беседуя с Айнур на эти темы – у нас, кстати, был до этого опыт работы над этнографическим проектом, где мы погружались в мир казахских обычаев и обрядов, – я пришла к пониманию, что мне мало просто рассказать историю, хотелось, чтобы за картинками выдающихся женщин-властительниц Евразии проступили черты нынешних девушек-женщин и они узнали себя среди героинь современной части фильма. А это и Айсана Ашим, и Асель Кенжетаева, и Мария Матрикевич, и Зере Акылбек, и другие».

30589_img-0-0_1623002909

Съёмка интервью сценаристки Айгуль Черендиновой с певицей Зере Акылбек

Контакты
Звоните по номеру
Мы в сети
mergen_kino@mail.ru
Мы находимся
г. Алматы, ул. Муканова 241, оф. 4А
Остались вопросы?
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Остались вопросы?
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена